Сакральный смысл тёсовской росписи. Находки и исследования

Сакральный смысл тёсовской росписи. Находки и исследования
Светлана Геннадьевна Громова
Светлана Геннадьевна Громова
Громова Светлана Геннадьевна, руководитель народного фольклорного театра «Любочажье» и детского фольклорного ансамбля «Зоренька» г. Луга.

      Исследуя нематериальное культурное наследие нашего региона, всегда оставляешь «на потом» фиксацию и исследование культуры материальной- экспонатов музеев народного быта, где все с любовью хранится и представляется нам в свободном доступе. И действительно, первоочередная задача фольклориста состоит в том, чтобы зафиксировать невозвратно уходящее- звучащую обрядовую или не приуроченную к календарным и семейным трудам и праздникам сторону жизни русского крестьянина. В то же время всегда с теплом думаешь о возрождении своих, местных исконных промыслах и ремеслах, некогда бытовавших на нашей лужской земле-гармошечном, лодочном промысле, изготовлении деревянных пуговиц, и наконец, традиционной росписи нашей местности. Много лет грели меня птички тёсовской росписи, которые я наблюдала в музеях п. Приозерный в коллекции Евгении Сергеевны Федоровой, Скребловского школьного музея, а также п. Батецкий, слышала о том, что в Новгородском музее-заповеднике хранятся также уникальные экземпляры прялочной росписи, попавшие туда с Передольского и Сабельского погостов Новгородской губернии (граница со стороны деревни Торошковичи). А тем временем расспрашивала местных жителей о такой замечательной росписи, сподвигала художника Александру Смирнову, вернувшуюся из Испании в родной край, изучить ее и популяризировать. 14 февраля 2023 года произошло событие в сфере традиционного наследия нашей местности. Андреем Катаевым на Художественном совете Ленинградской области, наравне с Волховской и Санкт-Петербургской была зарегистрирована Тёсовская роспись и признана объектом нематериального культурного наследия.

     Чтобы осознать историческое прошлое нашей местности нужно представить себя человеком во временном пространстве около тысячи лет, ведь именно такого периода времени дошло до нас сведения о Тёсовских местах. Какой был этот человек? Во первых, коренной русский. Санкт- Петербургский епархиальный историко-статистический комитет о жителях Лужского уезда писал в 1884г. «Жители всего уѣзда—-коренные русскіе, потомки древнихъ Новгородскихъ славянъ, издавна поселившихся здѣсь, говорящіе чистымъ русскимъ языкомъ съ твердымъ Новгородскимъ произношеніемъ буквы о; въ характерѣ и образѣ жизни они отличаются всѣми коренными достоинствами и недостатками славянскаго племени—живостію, находчивостію, трудолюбіемъ, выносливостію, добродушіемъ и гостепріимствомъ.»

     Во вторых, со славным и многострадальным боевым прошлым. Немного о Тесовской волости. Регионально Тесовская волость располагается в нижнем и среднем течении Оредежа-крупнейшего притока Луги в том месте, где оредежские притоки ближе всего подходят к Великому Новгороду. Кстати, предположения исследователей говорят о том, что наоборот-Луга изначально является притоком Оредежа. Доказательством этого служат средневековые карты. Сам же Тёсов по исследованию А. А. Селина издревле был средневековым волостным центром Новгородской Руси. Впервые Тесов упомянут в связи с новгородско-орденским конфликтом 1233-1234 гг., связанным с внутриновгородскими событиями - смутой "Борисовой чади". Вторично Тесов фигурирует в источниках под 1240 г., в связи с походом немцев на Лугу. После 1240 г. главный оборонительный рубеж северо-запада новгородских земель вероятно переносится в Копорье, необходимость в укреплении, расположенном ближе к Новгороду, отпадает, и Тесов исчезает со страниц источников. Однако, в Евреиновской летописи под 1400/01 г. содержится следующее упоминание: "Того же году (6909) в Новегороде и на Москве и в Ладоге и в Порхове и в Тесове и в Торжку и во Твери и в Дмитрове и по всем Руским землем было поветрие велми великое". Издатели в 1907 г. сделали по поводу упоминания Тёсова следующее примечание: "Должно быть в Пскове". Неясно, ошибка это летописца, или действительно Тёсово представляло в то время значительную местность Новгородской земли. В XV веке вдоль течения реки Тесовой - притока Оредежа, а также близ озера Тёсово формируется крупный массив земель новгородского владыки. Приходским центром для всей Тёсовской волости служит храм во имя свт. Климента папы Римского. Особо отметим, что это посвящение характерно именно для владычных земель. В конце XV в. волость Тёсово была приписана к Дворцу. Далее, Тёсовская волость претерпела запустение, которое следует связывать с походом Ивана IV на Новгород и действиями опричников в новгородской округе в 1570-1571 г. г., но тем не менее, Тёсовская волость на всех этапах своего существования представляла собой большой земельный массив.

       Короткий срок правления Бориса Годунова принес лужской земле недолгий период восстановления. Вновь ожила Ивангородская дорога. При Борисе Федоровиче Годунове деревни на среднем Оредеже возобновляются, а в первые годы Смутного времени там даже наблюдается определенный подъем. Однако голод 1601-1603 годов, а затем Смутное время вновь вызвали упадок края. Надо отметить, что в 1610-1612 годах почти вся новгородская земля была оккупирована армией шведского генерала Якоба Делагарди. В небольших крепостях (русские их называли городками, острожками, а шведы – шанцами) стояли шведские гарнизоны. В это время особо важное значение приобрел Тёсовский острог. На протяжении нескольких лет он являлся центром концентрации военных сил и продовольственных запасов, а в 1614-1615 годах стал зоной активных боевых действий между шведами и сторонниками московского царя Михаила Романова.

В третьих, отстаивавшим свои религиозные права.

В церковной жизни тем временем полным ходом шел раскол. Территории, имеющие болотистую местность становятся наилучшим убежищем ревнителей «старой веры». Такими по нашим исследованиям стали деревни Велегощи, Вольные Кусони (деревни нынешней Новгородской обл.), Каменные Поляны (храм времен Ивана Грозного), Мошковы Поляны, Моровино, Куболово, Поддубье (моленка была), Запередолье (кладбище большое), Усадищи.

      Тем не менее, в конце 19-начале 20го века православные приходы и моленные дома старообрядцев в этих деревнях мирно сосуществуют. Центром Съезжих праздников в Тёсовской волости (Новгородского уезда до 1920года) становится нынешняя д. Заполье (центральное место Климентовского погоста). Есть воспоминания старожилов, что в Пасху и Престол устраивались гуляния с качелями и богатой ярмаркой, на которую стекалось все новгородское духовенство со своими семьями (воспоминания Рыгачевой Валентины Ивановны 1918 г.р., Журиной Ольги Васильевны 1925г.р.Федоровой Антонины Григорьевны 1932 г.р., уроженцев д. Заполье).

Конечно, орудия ручного труда такие как прялки продавались и пользовались большим спросом. В издании «Традиционная культура русского населения Ленинградской области» изд. Т. А. Зимина, Л.В.Королькова по полевым дневникам последней в 1995-2015х гг. мы читаем «Повсеместно крестьяне изготавливали ручные прялки, их делали в каждом крестьянском доме для своих нужд. Наиболее искусные мастера изготавливали прялки на заказ. Постоянный спрос на эти изделия способствовал возникновению нескольких крупных прялочных центров на территории современного Лужского, Новоладожского, Тихвинского уездов…Тёсовские прялки также отличались своеобразием: их делали в деревнях бывшей Тёсовской волости, расположенной по реке Оредеж. Эти прялки были токарными, их вытачивали из древесины березы. По конструкции они были составными: ножка соединялась с донцем в «круглый шип». Ножки у местных прялок были в виде округлых балясин, диаметр которых постепенно уменьшался к лопасти прялки. Небольшая лопасть имела трапецевидную форму. Верхний ее край украшали три городка.»

В издании «Традиционная роспись по дереву», автор Людмила Валентиновна Королькова, художник Наталья Валентиновна Гульнёва, 2016 г. читаем: «В западных районах Ленинградской области центром по изготовлению ручных орудий прядения было с. Тёсово и деревни, расположенные по р. Оредеж и Рыденка. Внешнюю поверхность лопасти (прялки) окрашивали в серебристый цвет, а внутреннюю – в жёлтый. На одной стороне в центре изображали вазон с цветущей веткой. Слева и справа от него рисовали по паре птиц. На лицевой стороне всегда писали дату изготовления прялки. Иногда по желанию заказчика в нижней части лопасти писали его инициалы. Роспись тёсовских прялок выполнялась тонкими линиями, красной, жёлтой и чёрной краской.»

 

И вот –собирается достаточно большая фотоколлекция, чтобы изучить саму тесовскую роспись.

Места фиксации(бытования)

1. Прялки, зафиксированные Л. В. Корольковой и коллекция тёсовских прялок РЭМа (места бытования по ее словам-Вольные Кусони, Велегощи, Милодеж, Щупоголово, Горыня, Жилое Рыдно- все это места расселения старообрядцев).

2. Образцы Краеведческого музея п. Приозёрный, Лужского района, Ленинградской области. Собраны основателем Приозёрного музея - Фёдоровой Евгенией Сергеевной в деревнях Загорье, Пищи, Запередолье, Веряжно, Заполье, Остров.

3. Коллекция прялок из музея Центр "Краевед" пос. Батецкий, Батецкого района, Новгородской области. По Батецкому музею информация о месте бытования прялок требует комментария.

4. Две прялки (женская и детская) в Скребловском школьном музее (места бытования д. Моровино, место расселения старообрядцев, опять же Пооредежье) 1889 г. и 1925 г. соответственно.

5. Коллекция прялок Андрея Катаева, в т. ч. прялка д. Лампово (старообрядческое поселение) 1898г. и информация про нахождение подобных прялок в Сабельском погосте.

6. Прялка из коллекции Центра музыкальных древностей Владимира Ивановича Поветкина, г. Великий Новгород.

7. Прялка из коллекции Юлии Федоровой 1913 г. Бытование неизвестно.

8. На Кавказе нашлась еще одна прялочка родом с д.Черное Батецкого района.

Были собраны фотографии более 40 прялок тёсовского происхождения и особо выделялась другая их группа с росписью на темно-зеленом фоне, но уже или без птиц, или без гранатов. Как потом выяснилось (Л. В. Корольковой были подняты материалы Изабеллы Иосифовны Шангиной, известного санкт-петербургского этнографа, посещавшей нашу местность еще в 70х годах) эти прялки расписывались в деревне Вольные Кусони с конца 19 века несколькими мастерами одной семьи Рожновых и подпись-инициалы ставились не заказчика, а самого мастера. Самая ранняя из таких прялок была зафиксирована с датой 1894 года с инициалами А.С.-Александр Семенович Рожнов. Причем, удивительные птицы на серебряном фоне и цветы на зеленом фоне мог расписывать один мастер (т.е. найдены прялки с инициалами Александра Семеновича и на серебряном, и на зеленом фоне). Еще один зафиксированный мастер-Иван Семенович Рожнов (прялка 1932 г. на зеленом фоне). Еще встречаются инициалы М.В. на более поздних образцах.

   Собирателям стоит обращать внимание на некоторые моменты. Обязательно зафиксированный музейный экземпляр нужно дополнять фамилией и местом рождения хозяина или его местом бытования. В исследованиях нас всегда предостерегали делать поспешные выводы о бытовании экспонатов. Иногда предметы попадали в музей с переселенцами или просто приобретались из других мест, когда появлялась возможность финансирования. Тут другая история. Понятно, что все прялки происхождения из близлежащих мест, но именно в росписи важен очаг, т.е. локальная принадлежность ее автора. Прялка-предмет женского обихода. В начале 20го века, когда храмы закрывались, осталась во всей округе одна Городенская церковь в имя Димитрия Солунского. Еще на что следует обратить внимание-это то, что дороги тоже существовали не в современном их понимании. В нашем случае имели место быть староновгородские дороги, а также водные пути.Старожилы д. Жеребуд, например, нам рассказывали, что из пооредежья через Жеребудское озеро переправлялись на челне венчаться в Городенскую церковь (ныне Батецкий район, сам п. Батецкий 1927года). А там во время молодежного общения формировались следующие пары. Понятно было, что микромиграции населения происходили и прялки переезжали вместе с владелицами, вышедшими туда замуж.

     Немного о прялках и их значении в жизни женщины. Прялки раньше были особенным предметом женского обихода. С прялкой она проводила практически всю жизнь. Есть исследования, что в некоторых регионах, маленькой девочке на люльку вешали маленькую прялочку как оберег. Когда девочка подрастала, ей отец вытачивал прялку по размеру и она садилась с женщинами за труды прядения. С 7 лет она пряла по взрослому. Так как жили соборно и все друг друга знали с малых лет, пересуды заканчивались быстро, начинали петь. Девочки и рукоделие перенимали и запоминали песни, образ поведения взрослых. Когда подрастали, они снимали избу для бесёд и уходили туда с прялками рукодельничать без участия взрослых. А где собирались девушки, туда же и приходили парни. Выбрав невесту, парень подходил и отламывал «городок» у лопасти прялки (этот факт был зафиксирован в лужском районе). Таким образом, он показывал ей свой выбор и одновременно обещал сделать новую прялку взамен. Следующую прялку уже дарил суженой жених. Возможно на таких прялках особо и не работали, их хранили. Далее в течении жизни о наличии прялок в доме уже заботился глава семейства. Старея, женщина теряла силу, поэтому рукоделие за прялкой становилось уже ее постоянной заботой. На русском севере сохранились свидетельства, что женщину хоронили вместе с прялкой. Итак, действительно прялка была неотъемлемой спутницей женщины на протяжении всей жизни. Очень важно, как был украшен этот предмет, т.к. женщина это продолжательница рода. Известно, чем человек напитывается, то он и транслирует во внешний мир.

     Ни для кого не секрет, что любая традиционная роспись ведет свое начало от традиции переписи Богослужебных книг, которая сохранилась в старообрядческой среде. Существовали так называемые «книги певчие». Буквы, расписанные киноварью имели причудливые формы. Там как раз и были символы жизни вечной. Староверы Новгородской губернии тоже переписывали крюковые книги, хоть и украшали их не так ярко, как в Ветке, Гуслицах и Поморье. Замечательное исследование, как художник по новгородской росписи начала Елена Алексеевна Константинова, педагог, автор и координатор группы ВК «Новое звучание росписей Новгородчины». А уже потом мы всем миром присоединились к исследованию. Духовный стих «Мимо раю» прекрасно отображает нашу Тёсовсую роспись. На внешней стороне лопасти мы видим престол с вырастающим из него райским древом и райскими птичками на древе.

     Первое, что обращает на себя внимание в росписи это вазон странной формы. Присмотревшись, становится понятно, что не «в» вазоне, а «на» поверхности стола лежат, обозначенные двумя простейшими скобочками, всегда жёлтого цвета хлеба насущные. «Стол-что престол» - говорили наши предки и уважительно всегда относились к хлебу. В данном случае это-Хлеб вечный. И действительно, на более ранних образцах прялок предмет, из которого растет древо, всегда с плоской поверхность и напоминает дискос.

     Ажурная листва воздушно-прозрачной кроны, коронованные плоды над центральным царственным райским плодом в разрезе – ничто иное, как священное древо гранат. Гранат – в православном христианстве это символ единения в вере, символ бессмертия и воскрешения; семена граната, заключенные в твердую оболочку, обозначают единство церкви, соборность или же преданность монарху.    Оно олицетворяло любовь и супружество с плодовитостью. Гранат упоминается в Библии. По исследованиям Священных книг гранат это один из шести фруктов, которые точно были в Раю. По одной из версии-плод познания добра и зла это и был плод гранатового дерева. Прежде всего, сам Бог в Писании говорит, что гранаты должны обрамлять подол одежды первосвященника в книге Исход 28:33-35: «По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лицо Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.»

     Птицы. Ведь и птицы то необычные. Рассматривая их, все больше приходим к выводу, что они на тёсовских прялках- собирательный образ птиц райских. В извечном образе Божьей птицы жаворонка с его пёстрой грудкой-символ молитвенной близости к Богу, в изящных линиях головы свиристеля с хохолком-символ красоты Небесной и Божьего величия, а в образе многозаботной горихвостки с ярким хвостовым оперением-символ огромной любви Отеческой, невыразимой и безусловной! В д. Мерево нам указали на именно горихвосток- как прообразов птиц на тёсовских прялочках. Действительно, прилетают они из теплых стран, отличаются крайней заботой о птенцах-до 200 раз прилетают с кормом для деток. Кукушки это подметив стали подкладывать именно им свои яйца, имеющие такой же раскрас.

    Обратная сторона прялки, обращенная к женщине также имеет значение. Исследуя сохранившиеся прялки, просматривается тенденция к упрощению и даже некоторого небрежного отношения к этой росписи. А ведь очень важно, что девушка видела за работой, какой смысл вкладывался в изображенный символ. И вот на самом раннем образце мы видим некую луковицу с двумя корешками(?), в которой маленькие гранатовые листики внутри, а наружу из нее растут восемь маленьких цветочков. Кстати, при изучении тёсовских прялок из нашей фотоколлекции, отмечена закономерность - подобные изображения встречаются только на ранних экспонатах, датируемых временным промежутком от 1899 до 1908 годов. А в 20-30-х годах XX столетия это изображение сменилось обычной гранатовой веточкой (или просто с листочками или с добавлением крапчатых цветочков). Долго размышляя, мы пришли к выводу, что на ранних образцах возможно это зарождающееся дерево. То есть, прялка являла собой некоторый образ начала и конца подобно тому, как человек возрастает в Духе. Райское древо с плодами и населяющими его птичками это итог жизни, это возвращение (как созвучно с возращение!) в Отчий дом, в райскую обитель. А цветочков всегда чётное число – или 8 или 6. 8-жизнь вечная. Всего 8 веков (периодов) жизни. 8ой век - вечный век, век после Страшного суда. 8 дней в неделе старообрядцев. Воскресенье первый день и последний. 8 гласов в пении богослужебном. 6- дней трудиться можно. 6 дней творения.

      Таким образом, сакральный смысл Тёсовской росписи определенно имеет духовную направленность. Девушкам как продолжателям рода, закладывалось самое лучшее, само важное в жизни. Становится понятно, насколько глубоко думал наш предок, вытачивая, расписывая или даже просто приобретая на ярмарке прялку для самой лучшей и дорогой–дочери, жены, матери. Как важно было в тот предмет, который был постоянно у женщины в быту вложить главное-ради чего мы все с вами живем. Ради жизни вечной…. В припевках псоедской кадрили мы даже находим такую строчку- «где то, где то стороною небо сходится с землею, там крестьянки лен прядут-прялки на небо кладут».

      Также хочется отметить, что все собранные экспонаты были найдены в основном в деревнях или полностью старообрядческих или из близлежащих к этим деревням районов, что дает повод думать, что тёсовская роспись сохранилась и передавалась среди старообрядцев нашего края, а значит есть необходимость продолжить исследование.

     Еще достаточно загадок в нашей родной Тёсовской росписи-новгородской по происхождению, а по нынешнему административному делению и распространению-и новгородской, и оредежской, и лужской. И самое главное в том, чтобы она жила в работах нынешних современных мастеров и в наших с вами домах!

Поделиться ссылкой: