Третье ладожское ополчение

Третье ладожское ополчение
Станислав Александрович Низов
Станислав Александрович Низов
Исполнительный директор РОО «Ассоциация краеведов Ленинградской области «Общество изучения местного края»
В период Наполеоновских войн в Российской империи народное ополчение созывалось дважды. Первый раз – в виде Земского ополчения 1806-1807 годов, выполнявшего в основном милицейские функции. Второй раз в виде Земского ополчения 1812 года, выполнявшего помимо милицейских, еще и вполне боевые задачи.
В 1806 году Россия вела сразу несколько войн — с Турцией (русско-турецкая война 1806-1812 гг.), с Ираном (русско-персидская война 1804-1813 гг.) и с Францией (война четвертой коалиции). Кроме того, в самом разгаре были боевые действия на Кавказе (черкесская война).
В этих условиях, Александр I объявил 3 декабря 1806 года манифест о созыве Земского войска (милиции) силами местных органов дворянского самоуправления. Это ополчение, численностью по первоначальному плану в 620 000 человек, должно было стать в помощь регулярной армии «второй оградой» на пути наполеоновской армии. Однако после улучшения обстановки на фронтах после битвы при Прейсиш-Эйлау, 17 марта 1807 года Александр I распорядился сократить численность ополчения до одной трети, требуя с каждых 57 ревизских душ в каждой губернии по одному ратнику.
По формированию, земские войска делились на 7 областей. В Первую область входили Санкт-Петербургская, Новгородская, Тверская, Олонецкая и Ярославская губернии. Командование принял генерал от инфантерии Н.А.Татищев. Численность ратников от Санкт-Петербургской губернии составляла 3196 человек, от Новгородской — 5246 человек, от Тверской — 8336 человек, от Олонецкой — 1669 человек и от Ярославской — 6482 человека.
Экипировка ополченцев вменялась в обязанность местных дворян и помещиков а вооружение предоставлялось за счет казны. Обмундирование рядовых ратников составляло обычную крестьянскую одежду, при этом выдвигалось требование не брить бороду. На головных уборах ополченцы носили крест с вензелем императора Александра I. Офицерская форма была темно-зеленой, с белым жилетом. Головной убор — чёрная фетровая шляпа с серебряной кокардой и высоким зелёным султаном.
В марте 1807 года структура земского ополчения несколько поменялась — из ополченцев в каждой губернии были сформированы стрелковые батальоны по 600 ополченцев для пополнения армии. Военнослужащим новых батальонов была предоставлена новая униформа: кафтан, панталоны, шинели из тёмно-зелёного и серого сукна. Черные киверы с лакированными козырьками, украшенные кокардами с чёрно-оранжевой лентой.
Однако, после заключения Тильзитского мира 27 сентября 1807 года вышел манифест о роспуске земского ополчения. При этом Александр I позволил помещикам, мещанским обществам и казённым селениям по своему усмотрению оставлять ратников в военной службе вместо рекрутов. Большая часть ополченцев, таким образом, были отправлены в 77 рекрутский набор.
1812_Opolchenie_Flag.jpg
Высочайше утвержденный 23.07.1812 г. рисунок знамени С.-Петербургского народного ополчения


В ночь на 12 июня 1812 года наполеоновская армия вторглась на территорию России. Уже 6(18) июля 1812 года на основании Манифеста Александра I и его воззвания к жителям «Первопрестольной столицы нашей Москвы» с призывом выступить зачинателями этого «народного вооружения» началось формирование Земского ополчения 1812 года. При этом Манифестом от 18(30) июля 1812 года «О составлении временного внутреннего ополчения» сбор ополченцев ограничивался только 16 центральными губерниями, поделенными на три округа:
  • I округ: Московская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская губернии, предназначался для обороны Москвы.
  • II округ: Санкт-Петербургская и Новгородская губернии, обеспечивал «охранение» столицы — для обороны Санкт-Петербурга.
  • III-й (Резервный) округ: Казанская, Нижегородская, Пензенская, Костромская, Симбирская и Вятская губернии — для составления резерва, должны были служить резервом двух первых ополченских округов.
Остальные губернии Манифестом были не затронуты. Всего было выставлено около 400 тысяч ополченцев. Ратники были сведены в пешие и конные дружины, которые в свою очередь, делились на батальоны, сотни и десятки.
02_1812_Opolchenci.jpg
Благословение ополченца 1812 года. Художник И. Лучанинов. 1812 г. За эту картину в 1812 г. И.В. Лучанинов получил золотую медаль первого достоинства и звание художника с аттестатом первой степени

Согласно манифесту от 6 июля 1812 года, ополчение надлежало формировать дворянам из числа собственных крепостных, сообразно рекрутским наборам. Сами дворяне имели право вступать в ополчение на офицерские должности.
В Санкт-Петербургской губернии ополчение формировалось следующим образом:
«На составление сего временного ополчения назначает Благородное дворянство Санкт-Петербургской губернии поставить с числа ревизских душ от двадцати пяти одного человека, предоставляя всякому на волю усугубить число поставляемых людей, и неотрицая ничьего в сем ополчении участии, так и по разным с другими условиям.
Люди представленные на ополчение должны быть в той самой одежде как во всегдашнем употреблении, но чтоб имела надлежащую прочность и способность служению применением в там к бывшему с 1807 году Земскому войску.
На первоначальное их содержание снабдить каждого трехмесячным и на жалование деньгами по два рубли на месяц, а на три месяца по шести рублей, Кроме особых добровольных награждений прием на себя назначенных командах на ополчение своих людей обеспечить, что во все время их служения их поля будут обработаны и во всех хозяйственных частях Помещик принимает на себя не токмо ничего не упустить, но и вяще поддержать и платить вследующие с них в казну обязанности, отнюдь не отягощая их семейств.
На устройство и содержание сего ополчения откроют добровольную под надзором уездных дворянства предводителей и депутатов подписку пожертвованиям. А сверх того, всякий имеющий дом в Санкт-Петербурге, (исключая купечество и мещанство сделавшее о пожертвовании свое распоряжение) должен единовременно внести по два процента от оценки городскою думою сделанной. Домы оцененные меньше пяти тысяч рублей от взноса сего освобождаются с тем однако же, ежели кто имеет два или более домов, таковой из того освобождения исключается а платит наравне с прочими, предоставляя впрочем усердию каждого имеющего достаточное состояние усугубить сие Отечеству приношение, причем на господина Губернского Дворянства Председателя возложить , чтобы он сделал особенные вызовы на тему новых пожертвований к имеющим из благородного сословия знатные капиталы, дабы и они в сем общем Патриотическом усердии и рвении приняли активнейшее участие, сбор, хранение и употребление же сих сумм предоставлено распоряжению господина избранного Начальника, о чем ежели нужно будет, выйти в особенное соображение».[ЦГИА Ф.1286. О.2. Д.292 С. 12]
«Поставляемых на ополчение людей полагаются не моложе семнадцати лет и не старше сорока пяти, рост неопределяется, только должны быть люди здоровые и способные действовать орудием против неприятеля. Поставкой всемерно поспешать, отнюдь не удовлетворяясь крайним сроком сей поставки, назначеной дворянским собранием две недели для дальних уездов». [ЦГИА Ф.1286. О.2. Д.292 С. 20]
  1. Дворянство, избрав единодушно Начальником ополчения генерала от Инфантерии, Графа Голенищева-Кутузова, устройство оного предоставляет благоразумному его усмотрению.
  2. В состав сего ополчения дворянство полагает собрать с каждых 25 ревизских душ по одному человеку, предоставляя на волю каждого усугубить число предоставляемых людей.
  3. Одежду оных полагает оставить обыкновенную, применяясь в оной к Земскому войску в 1807 году бывшему.
  4. Полагает снабдить их на первые три месяца провиантом и жалованием, по 2 рубля на каждый месяц». [О положениях С-Петербургского дворянства относительно ополчения. ЦГИА Ф.1286. О.2. Д.292 С. 32-35]
b33c1885e60287474845e539525f1d3b.jpg

«От каждых ста душ дано будет по одной лошади способной для верховой езды с седлом, потником и уздою». [Начертание для составления временной внутренней земской стражи в уездах Санкт-Петербургской губернии. [ЦГИА Ф.1286. О.2. Д.292 С. 76]
Офицерский состав, как следует из Третьего положения дворянства, определялся следующим образом:
«Предназначено избрать на восемь дружин:
  • Полковников по 1 - всего 8
  • Штаб-офицеров по 3 - всего 24
  • Адъютантов по 2 - всего 16
  • Им помощников по 2 - всего 16
  • Квартирмейстеров по 1 - всего 8
  • Помощников по 2 - всего 16
  • Капитанов по 4 - всего 32
  • Поручиков по 8 - всего 64
  • Подпоручиков по 16 - всего 128
  • Прапорщиков по 4 - всего 32
  • Урядников по 60 - всего 480
О лицах удостоенных по баллотированию к занятию сих мест уездными предводителями представлены к Начальнику ополчения списки».
[Содержание третьего положения дворянства. ЦГИА Ф.1286. О.2. Д.292 С. 32-35]

1812_IV_HR_Opolchenie4.jpg
М.И. Кутузов - начальник Санкт-Петербургского ополчения. Художник С. Герасимов

Изначально правительство полагало что ополчение возьмет на себя те военно-полицейские функции, которыми не могла заниматься отправленная в сражение армия. В первую очередь это касается борьбой с мародерами и дезертирами, распространителями вредных слухов и охраной правопорядка и конвоя военнопленных. Также ополченцам вменили инженерно-саперные полевые работы. При этом, нехватка у ополченцев огнестрельного вооружения должна была быть компенсирована трофеями и запасами местных арсеналов. Кроме того, в стандартное вооружение ополченца входил топор и пика.
В разных губерниях дела с вооружением ополчения огнестрельным оружием обстояли очень по-разному. Но, в Санкт-Петербургской губернии ополчение получило 11740 ружей при численности 16 тысяч человек, что было весьма хорошим показателем. Во многом это стало возможным благодаря широчайшей поддержке населения, активно жертвовавшего оружие, деньги, обмундирование и лошадей. Все пожертвования ставились на особый учет, и расходовать дозволялось только с разрешения императора.
30 августа 1812 г. начальник Петербургского ополчения донес царю, что «15 дружин С.-Петербургского ополчения, будучи совсем готовы, могут выступить в поход будущего сентября 2 числа». На следующий день по дружинам ополчения были разосланы знамена и устроен парад. Во время осмотра было замечено, что среди ратников имелись «малорослые и малолетние», и было приказано их заменить. В 13-й дружине мальчик 14 лет Мальгин был исключен из ополчения. Узнав о своем исключении «за малолетство», он явился к начальнику дружины, «повалился в ноги к майору Щ. и слезно просил оставить его в службе...». Просьба юного ратника была удовлетворена [В. И. Бабкин «Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. С.181].
В Новоладожском уезде были сформированы две народные дружины. Формировались отряды из крепостных крестьян местных помещиков. Помещик, отправляя крестьян в дружину, должен был их обмундировать и вооружить. Сами дворяне, имевшие военный опыт и воинские звания, нередко становились командирами отрядов и подразделений. В июле начала формироваться 13-я дружина Санкт-Петербургского ополчения, командиром которой стал князь Иван Семёнович Мышецкий (1765-1820). Чуть позже – 5-я дружина. Командиром её избрали одного из крупнейших землевладельцев Новоладожского уезда Дмитрия Ивановича Мордвинова (1773-1848), его заместителем – Алексея Романовича Томилова (1779-1848), владельца усадьбы «Успенское» в Старой Ладоге.
Новоладожские дружины прибыли к месту военных действий уже после Бородинского сражения. В составе корпуса П. Х. Витгенштейна во второй половине сентября ополченцы вступили в тяжелейшие бои на древней Полоцкой земле. Многие наши земляки погибли в тех кровопролитных боях. Д. И. Мордвинов и А. Р. Томилов были тяжело ранены. В письме к жене Алексей Романович писал: «Здравствуй, душа моя, Варинька! …я ранен в левую ногу ниже колена. И хотя излечение раны может быть продолжительно, потому что пуля не вышла, но, благодаря Бога, опасности нет никакой». За участие в сражении под Полоцком А. Р. Томилов был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени. Поздней осенью 1812 года Алексей Романович вернулся в Петербург, а затем в Старую Ладогу. А отряды Новоладожского ополчения продолжили бои за освобождение русских земель от войск Наполеона. [Игнатенко В.Ф. Новоладожские дружины. К 200-летию Отечественной войны 1812 года // Староладожский сборник: Вып. 10 / Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник; Сост. Б. Г. Васильев. – СПб., 2013. – С. 88-100].

1812_spb-skoe_opolchenie.jpg
Матвеев — ратник 1-й дружины С.-Петербургского ополчения. Литография В. Тимма. 1850-е гг.

Если ополчение I округа отличилось на Куликовом поле, то II округ, включавший в себя Санкт-Петербургское ополчение, в том числе ладожан, проявил себя во всей мощи в заграничных походах.
Корпус Витгенштейна в течение трех месяцев своими активными действиями отвлекал значительные силы противника. В конце сентября корпус был подкреплен ратниками Петербургского и Новгородского ополчений и частями генерал-лейтенанта Штейнгеля [В. И. Бабкин «Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. С.184].
Так, генерал П.Х. Витгенштейн, неоднократно в своих донесениях отмечал невероятную храбрость ополченцев в столкновениях с регулярными частями неприятеля. В частности, в битве за Полоцк «ратники сбрасывали с себя армяки, выбегали из цепи, устремлялись в рукопашный бой, бросались под град пуль и картечей, сражаясь, как разъяренные львы». [«Отечественная война 1812 г.» Материалы ВУА т. XIX стр.277].
О подвиге 12-й дружины Витгенштейн впоследствии доносил так: «...срубив под сильным огнем палисад, бросилась первая в Полоцк. Изумленный неприятель бежал в беспорядке к своим местам, но только ж алкая часть из оставшихся в городе могла спастись, прочие были поражены штыками или взяты в плен» [В.Р. Апухтин, Народная военная сила, стр. 97].
В сражении у р. Березина, отличилась вторая бригада Новгородского ополчения. Командир 4-й дружины А.А. Погребов подняв в атаку ратников отбросил яростно сопротивляющегося врага. При этом от полученных в бою множественных ранений он погиб прямо во время сражения. Ополченцы поклялись отомстить за него и выполнили клятву. За героизм проявленный в сражении многие новгородские и петербургские ополченцы получили награды.
Ратники ополчения, в серых крестьянских кафтанах, с длинными бородами, наводили ужас на французов. По свидетельству самого Сен-Сира, «бородатые люди, как называли их наши солдаты, т.е. ратники Петербургского ополчения, сражались с наибольшим ожесточением, и здесь русские выказали наибольшее мужество» [М . Богданович, История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам, т. III СПб 1860, стр 452].
«Ратники не уступали офицерам. следующим образом: Сбросив с себя полушубки и кафтаны, стрелки выбегали из цепи, устремлялись на неприятеля, дрались прикладами и топорами...», — рассказывает А. И. Михайловский-Данилевский [А. И. Михайловский-Данилевский, Описание Отечественной войны в 1812 году, ч. IV, СПб., 1839, стр. 87].
Боевые действия для ополченцев II округа на российской земле закончились уже в декабре 1812 года. Вместе с регулярными войсками Витгенштейна они вступили в Пруссию освобождая от наполеоновской армии Европу.
Для особо отличившихся на поле брани ополченцев, как и для воинов регулярной армии предусматривались государственные награды. Так для офицеров-ополченцев предусматривались те же самые боевые награды, как и для армейских офицеров. А для младших чинов по предложению М.И. Кутузова, учредили специальную медаль «За храбрость».

Всего в Земское ополчение 1812 года было призвано 1428 ладожских крестьян. Из них:
  • было убито — 83
  • умерли естественным образом — 35
  • без вести пропавшие — 58
  • раненые — 77
  • заболевшие — 283
  • прикомандированы к другим частям — 59
  • Отставшие на марше — 161
  • В отлучке — 9
  • Местонахождение неизвестно — 24
  • Награждены медалями — 539
Мещан призвано: 45 (ими получено 23 медали) [Материалы для истории дворянства Санкт-Петербургской губернии. Т. 2. Деятельность собраний дворянства. Вып. 1. Ополчение 1812 года / под ред. А. А. Бобринского; собр. А. А. Мироновым. - СПб., 1912. - XIV, [2], 452 с.].

1812_Opolchenie.jpg
И.А. Иванов. Возвращение Санкт-Петербургского ополчения. 1814 г.

Таким образом, можно смело утверждать, что русское ополчение, хоть и было сформировано указом императора, всё же было подлинно народным, и проявило себя с самой лучшей стороны, не дрогнув в тяжелых сражениях с самой сильной армией мира того времени.
Поделиться ссылкой: